Выборг – Попово – Высоцк – Советский. 6 июля 2006 года

Предыстория

Планы второй поездки в Высоцк появились у меня сразу же после окончания первой поездки 16 июня 2006 года. В то день до Высоцка я так и не доехал. Я потратил много времени на езду на велосипеде по железнодорожным путям и на подробный осмотр всех железнодорожных станций по пути от Лазаревки до Высоцка. В результате на то, чтобы доехать до Высоцка у меня не хватило времени. Не доехав до Высоцка примерно два километра, я принял решение возвращаться, чтобы успеть на последний поезд в Зеленогорск. Вполне естественно, что как только я развернулся и поехал назад, у меня сразу же возникла идея попытки номер два.

Наиболее удобным способом добраться до Высоцка по-прежнему оставался велосипед. Движение пассажирских поездов на Высоцк было закрыто в 2004 году. Движение пассажирских теплоходов по маршруту Выборг – Высоцк было закрыто намного раньше, ещё в начале 90-х годов прошлого века. Таким образом, какое-либо транспортное сообщение с Высоцком отсутствовало. Ближайшей в Высоцку железнодорожной станцией, на которой имелось пассажирское сообщение, была станция Попово. Однако, ехать до Попова через Зеленогорск и Приморск было очень долго. Ехать же через Выборг было нерационально из-за неудобного расписания поездов. Первый поезд из Выборга шёл в 4-48 утра, и на него я не мог успеть даже на самой ранней электричке из Петербурга, а следующий поезд шёл только в 17-23. В результате я принял решение ехать на электричке до Выборга, а от Выборга до Высоцка ехать на велосипеде своим ходом.

В этот раз осмотр промежуточных железнодорожных станций по пути от Выборга до Высоцка не входил в мои планы, так как я осмотрел их в ходе прошлой поездки. Поэтому я решил ехать не до Лазаревки, а до самого Выборга, а дальше прямым ходом по Приморскому шоссе ехать в Высоцк, не делая остановок на промежуточных станциях и платформах, и тем самым, сэкономив время. Ещё три часа я рассчитывал выиграть, возвращаясь в Петербург не через Ушково, а через Выборг. Последний поезд на Выборг останавливался в Попово в 21-06, и прибывал в Выборг за 8 минут до отправления последней электрички из Выборга в Петербург. Ехать на нём было несколько рискованно, так как в случае опоздания поезда из Приморска с последней электричкой на Петербург можно было разминуться. Но я всё-таки решил рискнуть. Таким образом, я выигрывал значительное время, которое можно было потратить на изучение местных достопримечательностей в Высоцке.

Мои планы по осмотру местных достопримечательностей железной дорогой не ограничивались. Я так же собирался осмотреть развалины Тронгзундской крепости, которая по имеющимся у меня сведениям была расположена на северной оконечности Высоцкого острова. Во вторую поездку я собрался 6 июля 2006 года.

Краткая справочная информация

герб Высоцка

Высоцк (Тронгзунд, Уурас)

Небольшой город Высоцк расположен на Высоцком острове (Уурансаари) в Выборгском заливе, примерно в 13 километрах к юго-западу от Выборга. Первоначально Высоцк носил название Тронгзунд (в некоторых источниках встречается написание Трангзунд и Трангсунд), которое получил от одноимённого пролива между Высоцким (Уурансаари) и Малым Высоцким (Равансаари) островами. В переводе со шведского Тронгзунд означает "узкий пролив". Через этот узкий пролив между двумя островами в Выборгском заливе проходит наиболее удобный фарватер для прохода судов в Выборгский порт. Поэтому пролив Тронгзунд играл очень важную роль в защите морских подходов к Выборгу.

Точную дату основания поселения на этом месте мне выяснить не удалось. На пристани в Высоцке можно увидеть плакат, сообщающий о том, что город основан в 1632 году. Однако, каких-либо достоверных сведений, подтверждающих этот факт, я не нашёл.

Первые укрепления на берегу пролива Тронгзунд появились в 1710 году. Тогда при осаде Выборга войсками Петра I на острове Уурансаари были размещены береговые батареи, чтобы не допустить подхода шведского флота на помощь осаждённому Выборгу.

Во время русско-шведских войн в XVIII веке существовали планы постройки крепости на берегу пролива Тронгзунд, однако реализованы они не были.

Во время Крымской войны 1853 – 1856 годов пролив Тронгзунд оборонялся береговыми батареями, расположенными на острове Равансаари. Остров Уурансаари тогда был признан неподходящим местом для расположения из-за его уязвимости с суши и невозможности продольно обстреливать пролив.

В начале 1860-х годов при перепланировке морских позиций Выборгской крепости на северной оконечности острова Уурансаари был организован один из важных узлов обороны – Тронгзундский редут, остатки которого можно увидеть и поныне.

Строительные работы начались в 1864 году. Первоначальная схема укрепления представляла в плане неправильный пятиугольник с земляными валами по четырем его сторонам и открытой горжевой частью. Впоследствии первоначальный план был частично изменён. Основной комплекс укрепления составили три открытые сверху батареи, расположенные по четырем сторонам пятиугольника. Строительство основных позиции и пороховых погребов было завершено в 1867 году. В 1868 году Тронзундский редут был вооружен 30 артиллерийскими орудиями разных калибров.

Своё боевое назначение Тронгзундский редут сохранял до 1910-х годов, однако участия в боевых действиях за всю свою историю ни разу не принимал.

В 1918 – 1940 годах Тронгзунд входил в состав независимой Финляндии. В финском языке город назывался Уурас. В 1940 году после Советско-Финляндской войны город вошёл в состав СССР под названием Тронгзунд. В 1948 году Тронгзунд был переименован в Высоцк.

На протяжении всей своей истории Тронгзунд – Высоцк был портовым городом. На западном побережье Высоцкого острова расположена гавань, позволяющая принимать морские суда. В настоящее время основная специализация порта – навалочные грузы. В 2004 году на западном побережье Высоцкого острова был построен портовый терминал по перегрузке нефтепродуктов.

Железная дорога появилась в Тронгзунде – Уурасе в 1926 году. Тогда от станции Каислахти (Попово) расположенной на построенной годом ранее железной дороге Выборг – Койвисто (Приморск) до Уураса (Высоцка) была построена железнодорожная ветка. В настоящий момент железнодорожная ветка Попово – Высоцк интенсивно используется для подвозки грузов к портовым комплексам Высоцка. В 2004 – 2005 годах между Высоцком и Попово были построены две новые станции: Пихтовая и Нефтяная. Участок Выборг – Пихтовая был электрифицирован. Станция Пихтовая является станцией смены тяги, станция Нефтяная обслуживает портовый терминал по перегрузке нефтепродуктов. Ранее железная дорога Попово – Высоцк осуществляла и пассажирские перевозки. Два раза в сутки здесь ходил пригородный поезд Выборг – Высоцк. Однако, пассажирское движение было закрыто в 2004 году.

Поездка

6 июля 2006 года я отправился в Выборг. Доехав до Финляндского вокзала, я сел в Выборгскую электричку. Несмотря на благоприятный прогноз погоды на этот день, по дороге до Выборга где-то в районе станции Кирилловское я заметил, что пошёл дождь. Дождь был мне совсем не кстати. Ездить на велосипеде под дождём не слишком приятно. Однако, я был уже по пути в Выборг, возвращаться обратно не хотелось.

Приехав в Выборг и выйдя из вагона, я решил, что дождь не слишком сильный, и пережидать его под навесом не стал. Дождь лишь слегка накрапывал, я счёл, что серьёзной помехой мне это не будет, и отправился в путь.

Я заехал на автомобильный путепровод и сделал с него снимок станции Выборг. Но дольше задерживаться в Выборге не стал. Осмотр Выборга не был в это день моей целью. Я решил целенаправленно, не задерживаясь нигде по дороге, ехать в Высоцк, чтобы успеть осмотреть там местные достопримечательности.

Станция ВыборгСтанция Выборг, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Я проехал по улицам Выборга и выехал на Приморское шоссе. Мне предстоял путь примерно в 28 километров до Высоцка. Проехав мост чрез протоку, соединяющую бухту Закрытую с Выборгским заливом, я выехал за пределы городской черты Выборга. Дождь, тем временем, начал усиливаться, и постепенно переходить в ливень. Моя одежда начала намокать. Такая езда под дождём не доставляла мне абсолютно никакого удовольствия. В конце концов, мне это надоело, я решил остановиться и переждать дождь. Вот только где? Из города я уже выехал, кругом был только лес. Наконец, проехав уже значительное расстояние и промокнув насквозь, я увидел рядом с шоссе вагончик автобусной остановки. Я остановился и встал под навес.

Дождь был сильным, но недолгим. Когда дождь закончился, я продолжил свой путь в направлении Высоцка. Не останавливаясь, я проехал через посёлки Соколинское и Матросово, пересёк железную дорогу и прибыл в Попово. Там я сразу же повернул под гранитный путепровод в сторону Высоцка.

Путепровод над автодорогойПутепровод над автодорогой, ст. Попово, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

На ближайшей развилке я всё же свернул не направо в Высоцк, а налево, к станции Пихтовая. В прошлый раз мне не удалось там поснимать, я решил восполнить это во время второй поездки. С переезда на автодороге Попово – Советский я сделал несколько снимков восточной горловины станции. На станции стояли несколько составов из цистерн, локомотивы выполняли манёвры, одним словом, активно шла работа.

Станция Пихтовая, восточная горловинаСтанция Пихтовая, восточная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Станция ПихтоваяСтанция Пихтовая, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Станция Пихтовая, восточная горловинаСтанция Пихтовая, восточная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Сделав снимки, я вернулся к развилке и продолжил путь в Высоцк. На этот раз я уже не делал остановок для осмотра промежуточных платформ и мостов, проехал два моста через проливы между островами, и въехал на Высоцкий остров. За вторым мостом на развилке с указателем "Лукойл" я свернул налево, доехал до железной дороги и седелал ещё один снимок станции Нефтяная. На станции маневровый тепловоз выполнял манёвры с сотавом из цистерн.

Станция НефтянаяСтанция Нефтяная, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Вернувшись назад, я вновь продолжил путь в сторону Высоцка. В этом месте я в прошлый раз повернул обратно, не доехав до Высоцка примерно двух километров из-за нехватки времени. Сейчас времени у меня было достаточно.

На этом участке автомобильная и железная дороги расходятся на значительное расстояние. Перед самой станцией Высоцк дороги вновь сходятся. Недалеко от Высоцка дорога разветвляется, налево отходит дорога в Высоцкий порт, которая пересекает железнодорожные пути в районе южной горловины станции Высоцк. Свернув на эту дорогу, я выехал к станции, и начал её осмотр.

Южная горловина станции Высоцк расположена между лесом и территорией Высоцкого порта. На станции имеются пять путей. В южной горловине так же имеется маневровая вытяжка, к которой присоединяется подъездной путь Высоцкого порта. Территория порта обнесена бетонным забором. В заборе имеются ворота, через которые туда заходит подъездной путь. За воротами путь разветвляется и расходится к причалам и складам порта.

Станция Высоцк, южная горловинаСтанция Высоцк, южная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Въезд на территорию Высоцкого портаВъезд на территорию Высоцкого порта, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Станция Высоцк, южная горловинаСтанция Высоцк, южная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

На территории порта мной были замечены три маневровых тепловоза, принадлежащие порту и выполняющие манёвры на подъездных путях. Основная специализаций Высоцкого порта – это перегрузка угля, который доставляется в порт по железной дороге. На территории станции и порта мной было замечено много полувагонов для перевозки угля.

Тепловоз ТЭМ2У-8278 выполняет манёврыТепловоз ТЭМ2У-8278 выполняет манёвры, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Состав из полувагоновСостав из полувагонов, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Немного отойдя от путей, я заметил в лесу котлован круглой формы, стенки которого были облицованы гранитом. В центре котлована был виден гранитный фундамент с торчащими из него болтами. По всей видимости, в этом котловане когда-то размещался поворотный круг для разворота паровозов. Но разобран он очень давно, судя по тому, какие огромные сосны уже успели вырасти в котловане.

Котлован от поворотного кругаКотлован от поворотного круга, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Котлован от поворотного кругаКотлован от поворотного круга, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Основание поворотного кругаОснование поворотного круга, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Недалеко от котлована можно было увидеть старую водонапорную башню. Водонапорная башня построена по типовому проекту. Такие водонапорные башни прямоугольной формы можно увидеть на некоторых станциях Карельского перешейка, в частности в Приветненском и в Приморске.

Водонапорная башняВодонапорная башня, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Проехав вдоль станционных путей, я выехал к пассажирской платформе. Раньше в Высоцке существовало пассажирское движение. Два раза в день отсюда ходил пригородный поезд на Выборг. Сейчас пассажирское движение закрыто, но платформа сохранилась. Низкая пассажирская платформа сооружена из гранита, что характерно для многих станций Карельского перешейка, доставшихся России от финнов.

Пассажирская платформаПассажирская платформа, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Пассажирская платформа расположена ближе к северной горловине станции, в непосредственной близости от жилых кварталов Высоцка. На платформе находится двухэтажное станционное здание из красного кирпича.

Станционное зданиеСтанционное здание, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

В конце пассажирской платформы я обнаружил некое странное сооружение. Сооружение это представляло собой возвышение трапецеидальной формы, выложенное из гранита. С противоположной от железнодорожного пути стороны к гранитной стенке примыкала земляная насыпь. Сооружение это находилось в одном из концов пассажирской платформы рядом с её краем. Однако, расположено оно было не на самом краю платформы, а на некотором расстоянии от него.

Сооружение на пассажирской платформеСооружение на пассажирской платформе, ст. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Впоследствии такие сооружения я видел и на других станциях Карельского перешейка, в частности, на станциях Советский и Прибылово. Везде они были расположены в конце пассажирской платформы на некотором расстоянии от края. В том, что эти сооружения встречались на нескольких станциях, прослеживалась какая-то система. Они явно как-то регулярно использовались финскими железнодорожниками. Но как? Назначение этих сооружений для меня так и осталось непонятным. Можно предположить – что это эстакады для разгрузки грузовых вагонов. Но почему их надо было размещать именно на пассажирских платформах, и именно в их конце? Или эти эстакады предназначались для разгрузки почтовых вагонов, которые могли следовать в конце пассажирского поезда? Или они как-то были связаны с экипировкой локомотива? Для меня это осталось загадкой.

В северной горловине станции пути сходились в один путь, который упирался в ворота военно-морской базы. В Высоцке находится база пограничных катеров, к которой идёт путь от станции. Я хотел сфотографировать эти ворота, как конечную точку железной дороги Попово – Высоцк. Однако, за забором военно-морской базы я увидел людей в морской форме, которые уставились на меня, когда я подъехал близко. Доставать перед ни ми фотоаппарат я не рискнул, так как человек с фотоаппаратом на "людей при исполнении" иногда действует как красная тряпка на быка. Я ограничился несколькими снимками северной горловины станции подальше от ворот военно-морской базы.

Станция Высоцк, северная горловинаСтанция Высоцк, северная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Станция Высоцк, северная горловинаСтанция Высоцк, северная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

В северной горловине станции все стрелки ручные, в то время как в южной горловине, к которой примыкает перегон, все стрелки электрические.

Осмотрев станцию, я отправился на поиски крепости. После долгих поисков информации в Интернете, мне так и не удалось выяснить точное расположение Тронгзундского редута. Я знал лишь то, что расположен он где-то на северной оконечности острова. От станции я поехал по улицам Высоцка в северном направлении.

Сам городок Высоцк очень маленький. Население его составляет примерно 1700 человек. В городе имеется небольшое количество "хрущёвских" пятиэтажек. Но большая часть застройки – это одноэтажные деревянные дома на гранитных финских фундаментах.

Объехав по улицам города военно-морскую базу, я выехал к берегу пролива Тронгзунд. Чуть севернее военно-морской базы на берегу пролива имеется полуразрушенная пристань, на которой установлена табличка с названием города на русском и финском языках "ВЫСОЦК" "UURAS" и надписью о том, что город был основан в 1532 году. По-видимому, к этой пристани когда-то подходили пассажирские теплоходы из Выборга. Теперь пристань пустует и частично разрушена.

Бывшая пассажирская пристаньБывшая пассажирская пристань, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Бывшая пассажирская пристаньБывшая пассажирская пристань, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

По другую сторону пролива Тронгзунд виден Малый Высоцкий остров. В соответствии с договором об аренде Сайменского канала, территория Малого Высоцкого острова передана в аренду Финляндии до 2013 года. В договоре сказано, что остров Малый Высоцкий передан в аренду для перегрузки и складирования грузов, следующих по Сайменскому каналу. Однако, смысл такой аренды, для меня остаётся непонятным. Этот поросший лесом остров выглядит совершенно безлюдным. Ни причалов, ни складов, ни погрузочно-разгрузочных устройств на острове не видно. Только лес, и ничего более. Зачем финнам потребовалось арендовать этот кусок леса, непонятно.

Я поехал дальше на север по асфальтовой дороге, которая потом перешла в грунтовую. Городская застройка Высоцкая вскоре закончилась. На северной оконечности острова начался лес, среди которого я обнаружил сооружения Тронгзундского редута.

Первое, что я увидел – это крепостные стены, выложенные из гранита. Как впоследствии я выяснил, эти каменные стены представляли собой облицовку рва, который ограждал с суши северную оконечность острова, на которой располагался редут. Рядом с каменными стенами видны были остатки каких-то земляных насыпей и сооружений из кирпича. Сооружения были полуразрушены. Чётко можно разглядеть только кирпичные своды, под которыми идут проходы в земляных насыпях.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Чуть севернее оконечности рва над крепостью возвышается гранитная скала, на которую ведёт каменная лестница. На вершине скалы виден бетонный фундамент, который, возможно, служил основанием для артиллерийского орудия.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Гора в Тонгзундском редутеГора в Тонгзундском редуте, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Каменная лестницаКаменная лестница, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Фундамент на вершине горыФундамент на вершине горы, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года АвтопортретАвтопортрет, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

У подножия скалы можно увидеть развалины каких-то сооружений. Эти сооружения сложены частично их гранита, частично из кирпича. О назначении каждого из них сейчас можно только догадываться.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Территория редута сейчас сильно заросла деревьями и представляет собой некое подобие нерегулярного парка. Благодаря удалённости от крупных городов и магистральных дорог место это не сильно замусорено и представляет собой довольно приятную зону отдыха. С северной стороны редут огибает грунтовая дорога, по которой я объехал редут и выехал на восточный берег Высоцкого острова.

С восточной стороны я заметил некое сооружение, расположенное внутри земляного холма и выходящее к берегу одной стенкой, выложенной частично из гранита, частично из кирпича. Это сооружение довольно хорошо сохранилось до наших дней, и, похоже, кем-то используется. К сооружению подведены электрические провода, а на дверях висят замки.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Рядом с этим сооружением начинается ров, ограждающий территорию редута с южной стороны. Стенки рва выложены гранитом. Я обратил внимание на интересную каменную кладку. Камни, из которых сложены крепостные стены, не обтёсаны в прямоугольники. Они имеют неправильную форму, но, тем не менее, очень плотно подогнаны друг к другу.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Берег Высоцкого острова в этом месте так же облицован гранитом. На берегу имеется выступ скалы, на котором расположен навигационный знак, показывающий фарватер из Выборга в Высоцк. С этого выступа можно рассмотреть гранитную кладку набережной, которая аналогична гранитной кладке крепостных стен.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Навигационный знакНавигационный знак, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Грунтовая дорога в этом месте отходит от берега и идёт в глубь Высоцкого острова. Рядом с дорогой начинается ещё один ров, облицованный гранитом, по дну которого от дороги отходит ответвление. В одной из гранитных стен, ограждающих ров, имеется арка с металлическими воротами, которая уходит в какое-то подземелье. На воротах висит замок. Дорога, идущая по дну рва, у этих ворот заканчивается. Похоже, что подземелье тоже кем-то используется.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Вход в подземельеВход в подземелье, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Дальше ров сильно зарос кустами, и проехать по его дну было невозможно. Я вернулся назад на грунтовую дорогу, а потом, найдя более-менее пологое место, поднялся на холм и оказался сверху крепостной стены, ограждающей ров.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Этот ров пересекает остров от одного берега до другого, защищая редут с суши. В середине он имеет выступ пятиугольной формы. Ближе к западному берегу острова я заметил вход ещё в одно подземелье. Вернее, входов в него было несколько. Находясь сверху крепостной стены, я заметил две лестницы, уходящие куда-то под землю. В конце каждой из лестниц были видны входы в подземелье с кирпичными сводами. Сами входы были заложены кирпичом.

Вход в подземельеВход в подземелье, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Вход в подземельеВход в подземелье, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

В это же подземелье был вход и изнутри рва. Там вход уже не был заложен кирпичом, но лезть туда я не решился. В конце рва у западного берега на крепостной стене имелся наклонный спуск, что, собственно, и позволило мне спуститься в ров и осмотреть вход в подземелье. Потом я поднялся на крепостную стену, ограждающую ров с обратной стороны.

Вход в подземельеВход в подземелье, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Вход в подземельеВход в подземелье, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Я полазил по крепостным сооружениям. Редут расположен на холмах, часть из которых, по-видимому, была насыпана искусственно. С холмов и крепостных валов открываются живописные виды на окрестности. С крепостного вала можно разглядеть выборгский порт и возвышающуюся над местностью башню Выборгского замка.

Вид на Выборгский залив с крепостного валаВид на Выборгский залив с крепостного вала, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Вид на Выборгский залив с крепостного валаВид на Выборгский залив с крепостного вала, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Вид на Выборг с вала Тронгзундского редутаВид на Выборг с вала Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Автопортрет на фоне Выборгского заливаАвтопортрет на фоне Выборгского залива, развалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

На территории редута заметил ещё ряд развалин каких-то кирпичных сооружений.

Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Развалины Тронгзундского редутаРазвалины Тронгзундского редута, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Закончив осмотр фортификационных сооружений, я вернулся на берег пролива Тронгзунд. Там, рядом с развалинами редута я обнаружил остатки старой пристани, от которой сейчас остались только деревянные сваи и груда камней.

Развалины Тронгзундского редута и пристаниРазвалины Тронгзундского редута и пристани, г. Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Основная программа поездки была выполнена. Я осмотрел железнодорожную станцию Высоцк и развалины Тронгзундского редута. А до последнего поезда на Выборг было ещё достаточно много времени. Доехать до Попова я успевал с большим запасом. Можно было позволить себе, не спеша, отправиться в обратный путь, ещё раз осмотрев по дороге местные достопримечательности.

Я поехал по автодороге в Попово. По пути ещё раз осмотрел железнодорожные мосты через проливы между островами, которые осматривал во время прошлой поездки.

Мост между островами Майский и ВысоцкийМост между островами Майский и Высоцкий, линия Попово – Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Мост между материком и острвом МайскийМост между материком и острвом Майский, линия Попово – Высоцк, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Потом я сделал остановку у станции Пихтовая, и сделал снимок западной горловины.

Станция Пихтовая, западная горловинаСтанция Пихтовая, западная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Прибыв в Попово, я ещё раз осмотрел станцию. Сделал снимки южной горловины станции Попово, которую я не смог сфотографировать во время прошлой поездки из-за того, что она была перегорожена составом.

Станция Попово, южная горловинаСтанция Попово, южная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Станция Попово, южная горловинаСтанция Попово, южная горловина, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Поезд на Зеленогорск к тому времени уже давно ушёл, а до поезда на Выборг было ещё достаточно много времени. Торчать без дела на станции Попово в ожидании поезда мне не хотелось. Глядя на часы, я решил, что до поезда вполне могу успеть доехать до следующей станции – Советский. Рассудив, что осмотр ещё одной станции будет небезынтересен, я поехал в сторону посёлка Советский, расположенного примерно в семи километрах от Попова.

В Советский я поехал не по Приморскому шоссе, а по дороге, проходящей с запада от железной дороги. Эта дорога проходила в ближе к железной дороге, что позволяло мне осмотреть некоторые сооружения. В частности, на подходе к посёлку Советский я сфотографировал железнодорожный мост через реку Гороховку. Подобраться к нему близко не удалось из за зарослей кустов. Поэтому снимок я сделал с автомобильного моста, расположенного чуть ниже по течению.

Мост через р. ГороховкуМост через р. Гороховку, перегон Попово – Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Судя по карте, почти сразу за мостом через речку налево отходила дорога, соединяющая ту дорогу, по которой я ехал с Примоскими шоссе. В месте пересечения этой дороги с железной дорогой на карте был обозначен путепровод. Решив отсмотреть этот путепровод, я стал искать дорогу, отходящую влево к Приморскому шоссе. Дорогу эту я достаточно быстро нашёл. От дороги, по которой я ехал отошла небольшая асфальтовая дорога, которая сначала шла параллельно дороге на Советский, а потом резко повернула влево. За поворотом я должен был увидеть пересечение с железной дорогой.

И вот я подъезжаю к повороту, поворачиваю, и… Дальше у меня слова кончаются. Прямо за поворотом я действительно вижу путепровод. Гранитный финский путепровод, аналогичный тому, который я видел в Попово. Но путь под этим путепроводом мне преграждает огромного размера лужа. Лужа буквально занимает всё пространство под путепроводом, от края до края, перекрывая всю дорогу. Самое интересное, что дорога, как до путепровода, так и после, асфальтирована. Но под путепроводом асфальт каким-то таинственным образом прерывается, открывая вязкое глинистое дно лужи. Финский путепровод над российской дорогой, что тут ещё скажешь.

Финский путепровод над российской дорогойФинский путепровод над российской дорогой, перегон Попово – Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Финский путепровод над российской дорогойФинский путепровод над российской дорогой, перегон Попово – Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

По дороге под путепроводом я всё-таки проехал. Мой путь лежал не туда, но для меня это уже представляло чисто спортивный интерес. С велосипеда мне пришлось сойти. Но с левого края этой, с позволения сказать, дороги, я всё же обнаружил небольшую полоску суши, не затопленную лужей. Осторожно ступая по этой полоске, я провел велосипед рядом с собой. Чувствовалось, как колёса вязнут в дне лужи. препятствие я в результате преодолел, а потом так же провёл велосипед обратно.

Я вернулся на Приморское шоссе. Станция Советский была уже совсем близко. Справа от дороги я увидел сооружения целлюлозно-бумажного комбината, к которому от станции отходит подъездной путь. За сооружениями целлюлозно-бумажного комбината последовала развилка. Налево шла дорога, выходящая на Приморское шоссе, направо дорога шла в посёлок Советский. Обе дороги пересекались с железнодорожными путями. Дорога к Приморскому шоссе пересекала перегон Попово – Советский, а дорога в посёлок пересекала подъездной путь к целлюлозно-бумажному комбинату. Обе дороги были разведены с железнодорожными путями в разных уровнях. Железнодорожные пути пересекали автодороги по бетонным путепроводам. Эти путепроводы выглядели более современно, чем старые гранитные путепроводы, которые я видел ранее. По-видимому, они были сооружены уже в послевоенные времена.

Путепровод над автодорогойПутепровод над автодорогой, перегон Попово – Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Путепровод над автодорогойПутепровод над автодорогой, подъездной путь ОАО Выборгская целлюлоза, пос. Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Приехав в посёлок Советский, я рассчитывал без труда найти дорогу к железнодорожной станции. Обычно в таких небольших посёлках железнодорожная станция является "центром цивилизации", и к ней сходятся все крупные дороги. Однако, дорога, по которой я въехал в посёлок, явно уводила меня куда-то не туда, от железной дороги в сторону Финского залива. Центральной улицы, ведущей к вокзалу, я в посёлке не обнаружил. Расспросив местных жителей, я нашёл малоприметную дорожку, которая вывела меня к железнодорожной станции.

Станция Советский – наверное самая большая станция на линии Ушково – Приморск – Выборг. Хотя, употреблять слово "большая" к ней не совсем корректно. На станции имеются пять путей, и два станционных здания: старое и новое. Стрелки электрические.

Новое станционное зданиеНовое станционное здание, ст. Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Старое станционное зданиеСтарое станционное здание, ст. Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Новое кирпичное здание таковым может называться, наверное, тоже только по отношению к старому. Вид  него уже совсем не новый. Расположено оно рядом с путями, на некотором расстоянии от пассажирской платформы. Старое деревянное здание находится прямо на пассажирской платформе. Двери и окна у него заколочены.

Низкая пассажирская платформа, как и на многих других станциях, принадлежащих ранее Финляндии, сооружена из гранита. На одном из концов платформы имеется гранитное сооружение трапецеидальной формы, аналогичное тому, что я видел в Высоцке.

Сооружение на платформеСооружение на платформе, ст. Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Пассажирская платформаПассажирская платформа, ст. Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года Станция СоветскийСтанция Советский, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Я хотел более подробно осмотреть станцию и подъездные пути целлюлозно-бумажного комбината. Однако, поезд на Выбор должен был придти с минуты на минуту. Опаздывать на поезд не хотелось. Поэтому удаляться от пассажирской платформы я не стал. Хотя поезд должен был вот-вот подойти, толпы пассажиров не станции не наблюдалось. Станция была абсолютно пустынной. Я оказался единственным пассажиром, ожидавшим поезда на платформе. Как я понял, на участке Выборг – Приморск пустынные станции и низкая заполнеяемость пассажирских поездов – это дело обычное.

Вскоре со стороны Приморска показался пассажирский поезд в составе тепловоза М62 и электропоезда ЭР2. Поезд остановился у платформы и открыл двери. Погрузить велосипед с низкой платформы в вагон электрички оказалось несколько более сложной задачей, чем в пассажирский вагон с ручными дверьми, в котором я возвращался из прошлой поездки. Только в этот момент я обратил внимание, что ступеньки в электричках гораздо более крутые. Из-за отсутствия других пассажиров на платформе, помощи попросить было не у кого. Но в результате с задачей погрузки велосипеда я справился и в одиночку. Поезд тронулся.

В расписании поездов платформа Матросово заявлена как остановка по требованию. На практике же не только в Матросово, но на всех остальных остановках от Советского до Выборга поезд останавливается по требованию пассажиров. На перегоне Советский – Попово по поезду проходит железнодорожник и опрашивает немногочисленных пассажиров кто из них где выходит. Дальше поезд останавливается только там, где выходят пассажиры.

Станцию Попово и платформу Матросово поезд проследовал без остановки. В Сколинском остановился. Там из поезда вышли несколько человек. Я тем временем, высунувшись из открытой форточки, сфотографировал в Соколинском бывший вокзал, превращённый в жилой дом.

Бывший вокзалБывший вокзал, пл. Соколинское, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

На этом поезде можно было доехать до Выборга, но я вышел а Лазаревке. Там тоже можно было пересесть на электричку, следующую в Петербург, но при этом между поездами был несколько больший запас времени. Перейдя на платформу петербургского направления, я сфотографировал железнодорожные пути, расходящиеся в трёх направлениях в лучах заходящего солнца.

Разветвление путей: налево – на Вещево, прямо – на Петербург, направо – на ПриморскРазветвление путей: налево – на Вещево, прямо – на Петербург, направо – на Приморск, пл. Лазаревка, Россия, Ленинградская обл., 6 июля 2006 года

Через некоторое время из Выборга прибыла последняя электричка на Петербург, на которой я благополучно вернулся домой.

Составлено 27 мая 2007 года

Ссылки по теме:

Рейтинг@Mail.ru

© Кирилл Бахметьев 2005-2017

Rambler's Top100