Форт "Ино". Часть 3. 9 октября 2005 года

Предыстория

После двух посещений форта "Ино", я пришёл к выводу, что целостного представления о сооружениях форта у меня так и не сложилось. Из оборонительных сооружений мне так и не удалось осмотреть открытую батарею 12-дюймовых орудий, расположенную к западу от опорного пункта №1. К тому же хотелось восполнить некоторые пробелы в моём общем представлении о сооружениях форта. В частности, разобраться, куда ведёт дорога, и идущая вдоль берега Финского залива, и дорога, проходящая  через западный въезд на территорию форта. По поводу последней, напрашивалось предположение, что эта та же самая дорога, которая шла от батареи 6-дюймовых пушек "Канэ" куда-то на запад, но это предположение хотелось проверить. Так же хотелось понять, куда выходит эта дорога противоположным концом. Судя по плану форта она должна была выходить к батареям 12-дюймовых орудий.

Исходя из всего вышесказанного, через неделю после второй поездки на форт "Ино" я решил предпринять ещё одну вылазку. 9 октября 2005 года я в очередной раз отправился на форт.

Поездка

Учитывая опыт прошлой поездки, я опять встал в полшестого утра, чтобы успеть на утренний поезд на Выборг через Приморск, и отправился в Удельную. От Удельной на электричке я доехал до Зеленогорска. Поезд на Выборг через Приморск в составе тепловоза М62-1740 и двух пассажирских вагонов уже стоял на третьем пути.

Тепловоз М62-1740 с пригородным поездом Зеленогорск - Приморск - ВыборгТепловоз М62-1740 с пригородным поездом Зеленогорск - Приморск - Выборг, ст. Зеленогорск, Россия, Санкт-Петербург, 9 октября 2005 года

На этом поезде я доехал до платформы 70 километр, откуда прямиком направился на форт. После первых двух поездок я уже достаточно хорошо ориентировался на местности. От платформы я прошёл прямо через лес в южном направлении, пересёк Приморское шоссе и вышел к территории форта. Я перелез через ров, поднялся на земляной вал, и пошёл уже знакомой мне дорогой по земляному валу мимо опорного пункта №2 к западному въезду на территорию форта.

Дойдя до того места, где земляной вал прерывается, я вышел на грунтовую дорогу, входящую на территорию форта, и пошёл по ней в восточном направлении. Дорога эта много раз причудливо изгибается. Похоже, что её многократно пытались перекрыть, но насыпая поперёк дороги кучу земли, то перекапывая дорогу канавой. Но каждый раз дорога прокладывалась в объезд этого препятствия, оставляя кучу земли или канаву сбоку. Когда-то там проходили железнодорожные пути, но от них уже ничего не осталось.

Моё предположение подтвердилось. Эта дорога действительно оказалась той же самой дорогой, которая шла от батареи 6-дюймовых пушек "Канэ" в западном направлении. Немного не доходя батареи, на выходе дороги из леса, она была перекопана очередной канавой. Когда-то в этом месте дорога была ещё и перекрыта заграждением из колючей проволоки, остатки от которого видны по бокам от дороги.

Дойдя до батареи 6-дюймовых пушек "Канэ", и разобравшись, куда выводит эта дорога одним своим концом, я пошёл по ней в противоположном направлении  и вернулся в западному въезду на форт.

Судя по плану форта, дальше железнодорожные пути разветвлялись. Один путь шёл прямо на север к башенной батарее 12-дюймовых орудий, которую я посетил в прошлый раз. Другой путь поворачивал на северо-восток к открытой батарее 12-дюймовых орудий, которую мне ещё предстояло осмотреть.

От пути, который шёл прямо, ничего не осталось. Трасса бывшей железной дороги заросла кустами и представляет непроходимые дебри. Грунтовая дорога поворачивала на северо-восток. Я пошёл по дороге, и вскоре, справа от неё увидел развалины открытой батареи 12-дюймовых орудий.

Развалины батареи были отгорожены от дороги рядом колючей проволоки. Таких рядов колючей проволоки на форте "Ино" много. Однако в этом месте параллельно старому заграждению со сгнившими, местами поваленными деревянными столбами было возведено новое заграждение на бетонных столбах. Похоже, что эта батарея по-прежнему находится на территории какого-то закрытого объекта. Однако, мне всё же удалось найти в колючей проволоки подходящую дыру и забраться на развалины батареи.

Открытая батарея 12-дюймовых орудий, как и большинство сооружений форта, сейчас представляет собой груду развалин, сильно заросшую лесом. Среди развалин всё же можно различить четыре орудийных дворика, в которых были установлены 12-дюймовые орудия. В центре орудийных двориков видны металлически конструкции, которые, по-видимому, являлись основаниями орудий. На развалинах батареи я обнаружил несколько круглых бетонных тумб, подобных тем, что видел на развалинах опорных пунктов.

Основание орудияОснование орудия, развалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины открытой батареи 12-дюймовых орудийРазвалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины открытой батареи 12-дюймовых орудийРазвалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Основание орудияОснование орудия, развалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины открытой батареи 12-дюймовых орудийРазвалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины открытой батареи 12-дюймовых орудийРазвалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины открытой батареи 12-дюймовых орудийРазвалины открытой батареи 12-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

Осмотрев развалины батареи, я выбрался обратно на грунтовую дорогу. По дороге я пошёл дальше в западном направлении, и вышел в какой-то посёлок. Вдоль дороги в этом месте располагалось большое количество гаражей. От дороги отходили ответвления в разные стороны. Одно ответвление шло в сторону залива, спускаясь с террасы по дну оврага. Спустившись к берегу, я вышел на грунтовую дорогу, идущую вдоль берега Финского залива, на которую я уже выходил раньше, в ходе предыдущих поездок. Теперь стало понятно, куда она в итоге выходит. Финский залив в этом месте имеет очень приятный песчаный берег, поросший соснами. Идеальное место, чтобы сделать остановку и пообедать.

На берегу я обнаружил развалины опорного пункта №6. Этот опорный пункт входил в систему сухопутной обороны батарей 12-дюймовых орудий, которые были добавлены в проект форта уже после начала его строительства и располагались за пределами основанной системы сухопутной обороны форта.

Развалины опорного пункта № 6Развалины опорного пункта № 6, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

Чтобы окончательно сориентироваться на местности, я решил найти то место, где грунтовый дороги, проходящие по территории форта, соединяются с Приморским шоссе. Я поднялся обратно на террасу, и пошёл по дороге, трасса которой, похоже точно соответствовала трассе одной из дорог, проходившей по территории форта ещё в годы его существования. Слева от дороги я заметил ещё одно полуразрушенное бетонное сооружение квадратной формы с внутренним двориком,  которое было хорошо различимо на плане форта – убежище для резерва на 100 человек пехоты. Сооружение это так же сильно пострадало при взрыве форта. Часть бетонного перекрытия обрушена. Сооружение сильно заросло деревьями.

Развалины убежища для резерваРазвалины убежища для резерва, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины убежища для резерваРазвалины убежища для резерва, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

Дорога в этом месте проходит через посёлок, который, возможно раньше был военным городком. Во всяком случае, когда я вышел по дороге на Приморское шоссе, я увидел, что этот посёлок от шоссе отгораживал бетонный забор. На въезде были ворота и здание бывшего КПП. Но, похоже, что это остатки прошлого. В здании КПП сейчас устроено кафе, ворота распахнуты настежь.

Дорога обходила с запада развалины башенной батареи 12-дюймовых орудий, которые я осматривал в прошлый раз. Я ещё раз обошёл эту батарею кругом. Обходя развалины батареи, я увидел недалеко от неё ров с полуразрушенными бетонными стенками. Под нависающим над краем рва бетонным перекрытием был виден проём, уходящий куда-то под землю. По-видимому, это были развалины опорного пункта №7, который располагался рядом с башенной батареей 12-дюймовых орудий. В прошлый раз я его не заметил, хотя ходил совсем рядом.

Развалины опорного пункта № 7Развалины опорного пункта № 7, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины опорного пункта № 7Развалины опорного пункта № 7, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

С восточной стороны от развалин башенной батареи 12-дюймовых орудий проходил ряд колючей проволоки на бетонных столбах. Это было продолжение того самого заграждения, которое огораживало открытую батарею 12-дюймовых орудий. Видимо, там находится какой-то зарытый объект. С западной стороны к этому объекту подходит асфальтовая дорога, на въезде установлены ворота с изображением якорей и КПП. Судя по горящему свету в окнах КПП, объект этот обитаем.

Обойдя батарею, я вернулся обратно на берег Финского залива, и пошёл по грунтовой дороге вдоль берега в восточном направлении. В результате я осмотрел почти все сооружения форта. Оставалось лишь выяснить некоторые детали. Например, куда идёт дорога, отходящая от берега залива в северо-восточном направлении, которую я заметил ещё во время первой поездки. Куда могла идти эта дорога, было непонятно. С юга от неё был берег Финского залива, с севера крутой подъём на террасу, на которой располагались батареи. Но дорога эта всё же куда-то шла. Дорога эта очень сильно заросла травой и кустами. Это означало, что дорога уже давно не используется. Но когда-то она использовалась. На этой дороге даже сохранились столбы с фонарями, которые когда-то её освещали.

Я решил разобраться в ситуации и пройтись по этой дороге. Я свернул по заросшей дороге от берега залива, и вскоре вышел к подножью террасы. Дорога шла параллельно обрыву, но наверх не поднималась. Справа от дороги я увидел развалины бетонного сооружения. Это сооружение было обозначено на плане форта, примерно посередине между опорными пунктами №4 и №5. Однако, на плане оно никак не было обозначено и не подписано. Поэтому, назначение этого сооружения для меня осталось неизвестным.

Развалины оборонительных сооруженийРазвалины оборонительных сооружений, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

Потом дорога пересекла заграждение из колючей проволоки с остатками ворот. Похожие остатки ворот я видел на дороге, идущей непосредственно по берегу залива. Здесь на воротах сохранилась одна створка. Грозные запрещающие таблички уже совсем проржавели.

Остатки воротОстатки ворот, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

Дорога обогнула с юга стрельбище, устроенное на месте батареи 6-дюймовых пушек "Канэ", повернула на север, и привела меня к территории воинской части, на которую я попал во время первой поездки. Эта дорога когда-то соединялась с асфальтовой дорогой, проходящей по территории воинской части. Однако, выйти на эту асфальтовую дорогу так беспрепятственно, как по берегу Финского залива, тут уже было невозможно. Путь преграждал ряд колючей проволоки. Причём существовавшая там ранее дыра в колючей проволоке, которая была на месте выхода с этой дороги, была тщательно заделана, о чем свидетельствовала свежая блестящая заплатка, явно выделявшаяся среди старой проржавевшей проволоки.

Я повернул обратно, обошёл стрельбище с южной стороны, поднялся на террасу и вышел к развалинам батареи 11-дюймовых орудий.

Во время первых двух поездок я как-то прошёл мимо этой батареи. Она расположена несколько в стороне от грунтовой дороги, проходящей через территорию форта, а часть батареи срыта котлованом, в котором устроено стрельбище. Но кое-какие остатки оборонительных сооружений там всё же сохранились. Можно различить полукруглые орудийные дворики, и металлические конструкции, служившие основаниями для артиллерийских орудий.

Развалины батареи 11-дюймовых орудийРазвалины батареи 11-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Основание орудияОснование орудия, развалины батареи 11-дюймовых орудий, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

Осмотрев батарею, я выбрался на уже хорошо мне знакомую грунтовую дорогу. Из сохранившихся сооружений форта я не осмотрел, пожалуй, только опорный пункт №3. К нему я и направился. В ходе двух первых поездок я неоднократно проходил мимо этого опорного пункта, однако проходил мимо, даже не заметив его из-за густых зарослей.

Опорный пункт №3 расположен рядом с восточным въездом на территорию форта и по своему устройству напоминает опорный пункт №2. Он так же в плане имеет форму одного треугольного и двух полукруглых выступов, обнесённых рвами и земляными валами. У оснований этих выступов так же располагаются бетонные убежища для противоштурмовых пушек, пулемётов и пехоты. Рвы вокруг опорного пункта №3 затоплены водой. Западная часть опорного пункта частично срыта и занята какими-то более поздними постройками.

Развалины опорного пункта № 3Развалины опорного пункта № 3, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Ров вокруг опорного пункта № 3Ров вокруг опорного пункта № 3, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Ров вокруг опорного пункта № 3Ров вокруг опорного пункта № 3, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года Развалины опорного пункта № 3Развалины опорного пункта № 3, форт "Ино", Россия, Ленинградская обл., 9 октября 2005 года

На этом я осмотр форта и закончил. В половине восьмого вечера я выбрался на Приморское шоссе и направился в Приветненское. Из-за неудобств расписания в этот день я отказался от идеи возвращаться обратно на поезде. В Приветненском я сел в автобус, следующий до Зеленогорска, а из Зеленогорска на электричке вернулся в Петербург.

Составлено 4 апреля 2007 года

Ссылки по теме:

Рейтинг@Mail.ru

© Кирилл Бахметьев 2005-2017

Rambler's Top100